Версия для слабовидящих
МинОбразования РФ
Министерства образования и науки Российской Федерации
Карта сайта

Антитеррористическая деятельность

dekabr8Участившиеся в последние годы заведомо ложные сообщения о готовящемся акте терроризма серьезно дезорганизуют нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, вызывают панику у людей, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья и жизнедеятельности. Такие сообщения нередко влекут за собой нарушение функционирования различных звеньев инфраструктуры городов, перебои в работе общественного транспорта, вызывают обоснованное беспокойство населения за безопасность своей жизни и здоровья, а также членов семьи и т.п.
Основным объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз, связанных с ложными сообщениями о готовящихся актах терроризма. Дополнительным объектом этого преступления могут быть порядок управления, интересы правосудия и другие ценности.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в заведомо ложном сообщении руководителям организаций, предприятий либо учреждений, органам государственной власти или местного самоуправления, правоохранительным органам, средствам массовой информации и другим адресатам о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Под сообщением понимается передача как в устной форме (по телефону, по радио), так и письменной (телеграммой, факсом, письмом) информации о готовящемся взрыве или поджоге какого-либо объекта, об иных действиях, осуществление которых с учетом времени, места и обстановки их реализации создает реальную возможность причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Хотя в ст. 207 адресаты заведомо ложного сообщения об акте терроризма не конкретизируются, однако по смыслу ее в качестве таковых имеются в виду любые органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности и лица, их замещающие, правоохранительные органы, средства массовой информации и другие лица, в функциональные обязанности которых входит предотвращение всякого рода противоправных посягательств.

Спорным является вопрос о том, могут ли быть адресатами такого сообщения граждане, на которых не лежит правовая обязанность предпринимать меры по предотвращению акта терроризма и у которых нет личного интереса к принятию срочных мер к его предотвращению. По нашему мнению, адресатами такого сообщения по общему правилу не могут быть граждане, на которых не лежит правовая обязанность предпринимать меры к предотвращению готовящегося акта терроризма. Однако, когда у гражданина есть жизненно важный интерес к совершению действий, направленных на предотвращение акта терроризма (например, сообщение родителю школьника о готовящемся взрыве в школе), он может рассматриваться в качестве адресата такого сообщения, а лицо, сделавшее такое сообщение ему, должно привлекаться к уголовной ответственности по ст. 207.
В случаях, когда в заведомо ложном сообщении о готовящемся акте терроризма указывается на конкретных его исполнителей, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 207 и ч. 2 ст. 306.
Рассматриваемое преступление следует считать оконченным с момента получения заведомо ложной информации адресатом, которому она была передана.

Субъективная сторона. Данное преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает соответствующему адресату заведомо ложную информацию о готовящемся акте терроризма, предвидит возможность и неизбежность дезорганизации нормального функционирования органов правопорядка, государственной власти или местного самоуправления, должностных лиц и служащих соответствующих учреждений, предприятий или организаций, и желает этого.
Мотивами данного преступления могут быть хулиганские побуждения, месть руководителям или отдельным работникам правоохранительных органов, должностным лицам органов государственной власти или местного самоуправления, руководителям коммерческих или государственных предприятий, учреждений и организаций, другие личные побуждения. Целью виновного в таких случаях является, как правило, получение удовольствия от куража над кем-либо, оправдание каких-либо своих поступков и т.п.

Например, ученик 9-го класса позвонил в свою школу и сообщил о том, что там заложено взрывное устройство, имея цель сорвать уроки, к которым он не подготовился.
Если целью виновного является нарушение общественной безопасности, устрашение населения или оказание воздействия на принятие решения органами власти, то содеянное должно квалифицироваться как угроза совершения акта терроризма по ст. 205.
Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста (независимо от принадлежности к гражданству).

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма относится к преступлениям средней тяжести.